Ремонт сидений авто своими руками

Во время эксплуатации машины изнашиваются и механизмы, узлы, и декоративные элементы интерьера салона. Замена чехлов, ремонт обивки сидений – самые частые работы. Расскажем, как выполнить восстановление своими руками без обращения к мастерами, что нужно будет подготовить. Перетяжка сидений автомобиля требует сноровки, но в целом работы не сложные.

Особенности самостоятельного ремонта

Ремонт сидений автомобиля

Если вы решили улучшить внешний вид салона, старая обивка просто пришла в негодность, выберите материал и подготовьте необходимые инструменты. Причины ремонта:

  • физический износ;
  • механические дефекты (прожоги, надрывы, порезы, пр.);
  • серьезные дефекты, образовавшиеся в результате ДТП.

Не рекомендуем эксплуатировать транспортное средство с испорченными посадочными местами, поскольку это чревато неприятными последствиями. Как минимум это постоянный дискомфорт для водителя, пассажиров.

Выглядят прожженные сиденья, истрепанные обшивки не эстетично. Перешить кресла можно с применением разных материалов. В продаже доступно немало вариантов, они помогут реконструировать автомобильные сидения, вернуть им привлекательность. Сложность работ разная, она зависит от материалов, инструментов (новичкам стоит остановиться на простой схеме). Рекомендуем выбирать оттенок ткани с учетом цветового оформления салона – сидения не должны выбиваться, привносить диссонанс.

Какие материалы подойдут

Особенности самостоятельного ремонта сидений авто

Перетянуть сиденья своими руками можно из кожзама, кожи и алькантары, привлекательно смотрятся тканевые изделия. Если нравится комфорт, создаваемый мягкими, приятными на ощупь тканями, обратите внимание на бархат, алькантару. Материалы коротковорсовые, алькантара чем-то похожа на натуральную замшу. Учтите – с деликатными материалами работать сложнее. Поскольку натуральная кожа стоит дорого, можете купить синтетику (аналог) или искусственный тип (заменитель, кож зам). Для устранения незначительных дефектов кожзама, велюра на будущее приобретите специальные составы. Они доступны в специализированных магазинах автотехнических товаров.

При подготовке экокожи, других материалов для перетяжки передних, задних кресел делайте небольшой запас. При выкраивании элементов часть пойдет на обрезки, учтите припуски на швы. В среднем нужно брать запас 30%. Плюс вам потребуются такой инструмент:

  • шило для создания крупных отверстий;
  • ручные крепкие иглы;
  • мел либо кусочек мыла;
  • шелковые нити высокой плотности;
  • молотки;
  • клей;
  • гайки, шайбы, технические ключи;
  • ременной буксировочный элемент;
  • отвертки, плоскогубцы;
  • пылесос.

Для подкладки кресел берут простой поролон. Если готовы к экспериментам, попробуйте сшить чехол со вставками. Комбинирование разных материалов позволяет добиваться эффекта максимальной декоративности. Пример – обшивка боковин кожзамом, а центров сидений перфорированной кожей.

Рекомендации по ремонту автомобильных сидений своими руками:

  • С натуральной кожей нужно работать на швейной машинке с настройками под вашу ткань – это позволит добиться качественных и ровных швов. Нить берите акриловую. Если не уверены, что справитесь сами, обратитесь в швейную мастерскую или ателье. Услуги профессионалов стоят доступно, результаты будут гарантированными. Иногда готовые кожаные швы дополнительно обрабатывают ударами молотка.
  • При работе с алькантарой, кожей часто делают укрепление поролоном. Подойдут заготовки на тканевой основе, изнаночная часть наклеивается к основному материалу. Кистью наносить клей сложно, используйте аэрозоль.
  • Технология перетягивания сидений на 100% аналогична технике работы с подголовниками. Начните с маленьких элементов, чтобы потренироваться, не допускать ошибок в будущем.
  • Мелкие дефекты обычно заделывают маленькими кусками обивочной ткани. Цвет и качество основного материала и заплаток должны гармонировать.
  • Материалы сшивают по краям деталей. Нужно учитывать сделанные метки. Отклонения, нарушения контуров приведут к порче материала, сведут на нет предыдущие результаты работ.
  • Отвороты швов с изнанки нужно тщательно обработать, разгладить. Финальный этап реставрации сидений – отпаривание готовых деталей с их дальнейшей просушкой с применением технического фена. Процедуру проводите аккуратно, чтобы не сжечь рабочие поверхности.

План действий будет один для Шевроле Нива, ВАЗ 2106, 2107, 2108, 2114, 2109, 21213, машин других моделей и марок. Время выполнения работ зависит от мастерства специалиста.

Как сделать выкройку для чехлов?

Чтобы обтянуть водительское, пассажирское кресло самому, нужно будет сделать выкройку будущего чехла. Это важная часть процесса восстановления салона.

Для начала демонтируйте сидения, уберите их из салона. Если хотите перестраховаться, не уверены, что ничего не повредите – обратитесь к специалистам с СТО или посмотрите обучающие видео. С болтами нижних креплений сложностей обычно не возникает, аккуратность следует соблюдать с системой подогрева сидений, подушками безопасности, элементами управления. Для их снятия уберите минусовую клемму с АКБ.

Этапы действий:

  1. Снимите старый чехол. Процедура простая, интуитивно понятная. В итоге вы получите каркас сидения, старый чехол.
  2. Выверните ткань швами наружу, тщательно все распарьте, каждый элемент подпишите. Это будут заготовки (лекала) для дальнейшей работы. По ним вы сможете делать выкройки.
  3. Все элементы измерьте, рассчитайте общую площадь материала, необходимого для пошива. Нужно взять для подстраховки около 30%.
  4. Новый материал выложите на ровной чистой поверхности, сверху к нему прижмите элементы старого чехла (ткань, которая топорщится, удобно будет прижать грузами). С применением тонкого маркера сделайте штрих-контуры элементов. Острыми тонкими ножницами аккуратно разрежьте ткани. Во время работы учитывайте особенности материала. Кожа хорошо ляжет, если вы будете использовать ровные, без дефектов фрагменты. При работе с алькантарой важно правильно выбрать направление ворса – он должен смотреть в одну сторону. С автомобильными тканями, велюром все проще, но рисунки, узоры нужно учитывать во время раскроя.
  5. Для усиления алькантары, автокожзама, натуральной кожи можете использовать поролон. Клеем в аэрозоле сделайте с тыльной части материала равномерный слой, после тщательно закрепите все.
  6. Сшейте все элементы, швы должны быть с изнаночной стороны. Следите за тем, чтобы края соседних элементов нового изделия совпадали со старым.
  7. Края под швами разведите в стороны, подогните, обрежьте излишки поролона, отвороты склейте друг с другом. Сам шов отбейте молоточком, это придаст изделию красивый, аккуратный вид.

Все этапы обязательны для соблюдения. В итоге чехол перетяжки сидения должен иметь аккуратный вид. Нужно будет надеть его на сидение, все неровности разгладить рукой. Самому снять лекало проще всего будет именно по замерам старого изделия. Сколько материала нужно, рассчитайте до покупки материала, иначе высокие риски, что не хватит. Пошив чехлов для машины водители обычно делают сами, но если нет хорошей швейной машинки, можно обратиться с выкройками и материалами в ателье.

Технология работ

Чтобы заменить обивку продавленного автосиденья или поврежденный материал, вам нужно будет сначала разобрать конструкцию. Используйте для этих целей большой стол. Главная задача – демонтировать с каркаса подушку и спинку (с ними вы будете работать в дальнейшем). Затем:

  1. Аккуратно с помощью острого канцелярского ножа распорите швы, снимите обивку. Действуйте аккуратно, поскольку на отдельных участках может быть клей. Для размачивания клеевого слоя применяют бензин (хватит небольшого количества).
  2. Разберите каркас, снимите обивку. Это ювелирные, сложные работы.
  3. Подготовьте рабочее место – оптимально стол с устройством вытяжки (пыли во время демонтажа много). Если вытяжки нет, сделаете потом уборку пылесосом. Не забудьте надеть защитную маску. Для разборки сидений нужен индивидуальный подход, но обычно сначала демонтируют крепления, после обивку и поворачивают конструкцию обивочным слоем книзу.
  4. Выполните раскрой чехла, если вы не сделали этого ранее (о создании выкройки мы писали выше). Соедините элементы в единое целое. Прошивку нитей делают в один либо два слоя, оптимально работать с обратной стороны, накладывая куски ткани один на другой. Исключите перекосы, складки. Иногда вместо нитей используют клей (можно совместить оба варианта).
  5. Соберите сиденье авто – соедините шарнир кресла, соберите подушку, натяните обивку на нее, закрепите ее скрепками. Соберите спинку кресла – в обратном сборке порядке. Скрепите подушку, сидения на шарниры (есть в штатной конструкции), зафиксируйте результат на винты. Ничего сложного нет, но новичку стоит держать перед глазами инструкцию, схему сборки.

Выполнить реставрацию (заделать дырку, убрать другие дефекты, перешить чехол) не трудно своими силами. Также вы можете сделать ремонт поролона или другого наполнителя, сделав разрез по шву, либо полностью заменить материал.

Сварка – эффективный способ соединения полимерных, искусственных материалов, синтетической кожи. Рассмотрим, как зашить чехол без дефектов данным способом:

  • нужен специальный аппарат – купите его или возьмите напрокат;
  • обязательно наличие определенных навыков для работы – иначе рискуете испортить покрытие;
  • регулярно придется остужать свариваемые участки, избегая понижения давления.

Прижимайте куски материалов при проведении работ до того момента, пока они не остынут. Посмотрите видеоинструкцию, как работать с применением метода сварки.

Часто задаваемые вопросы

Как правильно подобрать материал для обшивки автокресла?

Ориентируйтесь на класс авто, предпочтения, доступный бюджет. Ткань недорогая, но склонна к истираниям, экокожа – сравнительно недорогой аналог натуральной кожи. Варианты премиум – натуральная кожа и алькантара.

Какой срок эксплуатации сидений из экокожи?

Экокожа высокого качества служит от 4-10 лет. Можете использовать стеганую, стрейчевую, самоклеящуюся, перфорированную, гладкую – подходят все варианты. Идеальная основа – микрофибра, она устойчивая к износу. Сроки службы будут зависеть от правильности ухода.

Преимущества кожаной обивки

Это популярный материал для обшивки салона. Он долговечный, имеет высокие механические показатели, гарантирует комфорт. Экологичность 100%, выглядит материал солидно.

Как правильно ухаживать за алькантарой?

Каждый день алькантару нужно очищать куском сухой ткани, щеткой либо пылесосом (избегайте повреждений, работы выполняйте аккуратно). Еженедельно рекомендована влажная уборка. Дополнительно следует стирать чехлы 1-2 раза в год – вручную либо на деликатном режиме.